Частоты колебаний соседних ступеней хроматической гаммы отличаются
на 5,94630943593...% или в
=1,0594630943593...
раз. Путем деления любой известной нам частоты на этот коэффициент
мы получаем нисходящие частоты соседних полутонов, а путем
умножения - восходящие.
Имея под рукой калькулятор, не трудно вычислить, например, частоту
ноты ЛЯ# 1-й октавы, зная частоту
соседней ноты ЛЯ 1-й октавы (440 Гц):
440*1,05946...= 466,1637615...Гц.
Ниже в таблице приведены частоты нот хроматической гаммы от контроктавы до второй октавы, округленные до одного знака после запятой.
Октава | Нота | Частота (Гц) |
2-я |
e |
659,3 (1-я струна скрипки, мандолины, 4-струнной домры) |
d# |
622,3 |
|
d |
587,3 |
|
c# |
554,4 |
|
c |
523,3 |
|
1-я
|
h |
493,9 |
b |
466,2 |
|
a |
440,0 |
|
g# |
415,3 |
|
g |
392,0 |
|
f# |
370,0 |
|
f |
349,2 |
|
е |
329,6 |
|
d# |
311,1 |
|
d |
293,7 |
|
c# |
277,2 |
|
c |
261,6 |
|
Малая
|
h |
246,9 |
b |
233,1 |
|
a |
220,0 |
|
g# |
207,7 |
|
g |
196,0 |
|
f# |
185,0 |
|
f |
174,6 |
|
е |
164,8 |
|
d# |
155,6 |
|
d |
146,8 |
|
c# |
138,6 |
|
c |
130,8 |
|
Большая
|
h |
123,5 |
b |
116,5 |
|
a |
110,0 |
|
g# |
103,8 |
|
g |
98,0 |
|
f# |
92,5 |
|
f |
87,3 |
|
е |
82,4 |
|
d# |
77,8 |
|
d |
73,4 |
|
c# |
69,3 |
|
c |
65,4 |
|
Контр
|
h |
61,7 |
---|---|---|
b |
58,3 |
|
a |
55,0 |
|
g# |
51,9 |
|
g |
49,0 |
|
f# |
46,2 |
|
f |
43,7 |
|
е |
41,2 (нижняя струна контрабаса, 4-струнной басгитары, балалайки-контрабас) |
Как видно из таблицы, через октаву любая частота удваивается, благодаря той самой двойке, корень 12-й степени из которой (по количеству полутонов в хроматической гамме) мы и извлекали.
Частоты настройки открытых струн наиболее распространенных струнных инструментов:
Смычковые | ||||
Скрипка |
Альт | Виолончель | Контрабас | |
1) ми - 659,3 Гц 2) ля - 440 Гц 3) ре - 293,7 Гц 4) соль - 196 Гц |
1) ля - 440 Гц 2) ре - 293,7 Гц 3) соль - 196 Гц 4) до - 130 Гц |
1) ля - 220 Гц 2) ре - 146,8 Гц 3) соль - 98 Гц 4) до - 65 Гц |
1) соль - 98 Гц 2) ре - 73,4 Гц 3) ля - 55 Гц 4) ми - 41,2 Гц |
|
ГИТАРЫ | ||||
6 -струнная |
"Русская" 7 -струнная | "Американская" 7 -струнная | Бас-гитара | |
1) ми - 329,6 Гц 2) си - 246,9 Гц 3) соль - 196 Гц 4) ре - 146,8 Гц 5) ля - 110 Гц 6) ми - 82,4 Гц |
1) ре - 293,7 Гц 2) си - 246,9 Гц 3) соль - 196 Гц 4) ре - 146,8 Гц 5) си - 123,5 Гц 6) соль - 98 Гц 7) ре - 73,4 Гц |
1) ми - 329,6 Гц 2) си - 246,9 Гц 3) соль - 196 Гц 4) ре - 146,8 Гц 5) ля - 110 Гц 6) ми - 82,4 Гц 7) си - 61,7 Гц
|
1) соль - 98 Гц 2) ре - 73,4 Гц 3) ля - 55 Гц 4) ми - 41,2 Гц |
|
БАЛАЛАЙКИ | ||||
Прима | Секунда | Альт | Бас | Контрабас |
1) ля - 440 Гц 2-3) ми - 329,6 Гц |
1) ре - 293,7 Гц 2-3) ля - 220 Гц |
1) ля - 220 Гц 2-3) ми - 164,8 Гц |
1) ре - 146,8 Гц 2) ля - 110 Гц 3) ми - 82,4 Гц |
1) ре - 73,4 Гц 2) ля - 55 Гц 3) ми - 42,1 Гц |
ДОМРЫ | ||||
Малая | Альт | Бас |
Прима 4-струнная |
Мандолина |
1) ре - 587,3 Гц 2) ля - 440 Гц 3) ми - 329,6 Гц
|
1) ре - 293,7 Гц 2) ля - 220 Гц 3) ми - 164,8 Гц
|
1) ре - 146,8 Гц 2) ля - 110 Гц 3) ми - 82,4 Гц |
1) ми - 659,3 Гц 2) ля - 440 Гц 3) ре - 293,7 Гц 4) соль - 196 Гц |
1) ми - 659,3 Гц 2) ля - 440 Гц 3) ре - 293,7 Гц 4) соль - 196 Гц |